Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Литература

Центр грамотности в Юношеской модельной библиотеке – это точка притяжения всех жителей города, интересующихся русским языком, лингвистикой и саморазвитием.

Центр грамотности открыт в рамках проекта «Библиотека грамотности» при поддержке Фонда президентских грантов и фонда «Тотальный диктант».

Партнерами проекта «Библиотека грамотности» являются крупные издательства, специализирующиеся на издании научной, справочной, популярной и учебной литературы: «АСТ-Пресс» (проект «Словари XXI века»), группа компаний «Просвещение», «МИФ», «Эксмо», «Clever» и другие. Благодаря их участию у жителей появилась возможность бесплатно ознакомиться с современными и качественными изданиями по лингвистике.

Вашему вниманию предоставляются книжные издания «Библиотеки грамотности»:

Букчина Б. З Слитно? Раздельно? Через дефис? Орфографический словарь русского языка /  Букчина Б. З. – Москва : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2013. – 432 с.

Словарь посвящен одному из труднейших разделов русской орфографии — слитному раздельному или дефисному написанию слов современного русского литературного языка. Он содержит свыше 45 ооо слов всех частей речи. При каждом из них даются грамматические пометы, в трудных случаях — пояснения и сопоставления одинаково звучащих, но по-разному пишущихся слов, примеры их употребления. Словарь адресован самому широкому кругу читателей.

Бешенкова Е. В. Объяснительный русский орфографический словарь — справочник / Е. В. Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова. — Москва : АСТ – ПРЕСС Школа, 2019. – 592 с.

Словарь-справочник дает разностороннее объяснение написания слов русского языка — как с позиций современных правил орфографии, так и с точки зрения истории. Словарь-справочник выдерживает нормативные рекомендации академического «Русского орфографического словаря».

 Книга состоит из двух частей: словаря, в котором объясняется написание слов, и справочника, содержащего правила, на которые опираются объяснения в словаре. Объяснения дополняются примерами других слов с той же орфограммой, однокоренными словами, обоснованиями применения конкретного правила, указанием на причины частотных ошибок. Справочник содержит правила орфографии, соответствующие действующие орфографической норме. Словарь-справочник предназначен и для тех, кто обращается к нему с прагматической целью — получить объяснение написания, и для тех, кому интересны теоретические проблемы русской орфографии — современная картина существующих в орфографии связей и закономерностей. Он будет полезен самой широкой аудитории грамотных читателей: от любознательного школьника и его учителя до работника печати и исследователя русского языка

Жуков А. В. Словарь современной русской фразеологии / А. В. Жуков, М. Е. Жукова. – Москва : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2015. – 416 с.

Словарь содержит свыше 2100 наиболее употребительных в современных СМИ устойчивых оборотов русского языка, многие из которых описываются с словаре впервые.

В словарной статье указываются семантические, стилистические, грамматические свойства фразеологизмов, а также даются культурологические и этимологические комментарии. Примеры из наиболее авторитетных газетных изданий последних лет исчерпывающе иллюстрируют употребление фразеологизмов в речи. Словарь адресован самому широкому кругу читателей.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под редакцией Л. И. Скворцова. — 27-е издание, исправленное. – Москва : Издательство АСТ : Мир и Образование, 2020. – 736 с.

Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием классического «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. В новое издание Словаря вошло около юо ооо слов, научных терминов, диалектизмов и архаизмов, устойчивых фразеологических сочетаний; при этом сохранены общая структура и характер подачи материала. Новые слова и выражения отражают не только изменения в общественно-политической, научной и культурной жизни России за последние 40-50 лет, но и актуальные языковые процессы нашего времени.

Словарь содержит лексику, активно используемую в различных сферах русского языка. Словарная статья включает толкование слова, примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности; указывается ударение и в трудных случаях произношение, приводится стилистическая характеристика. Словарные статьи, которые в предыдущем издании были даны в специальном   приложении, и новые дополнения распределены в общем тексте и выделены специальным полиграфическим знаком (-Ф-). Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей.

Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / под редакцией В. В. Лопатина. – Москва : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2020. – 432 с.

Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и пунктуации», ориентирован на полноту правил, современность языкового материала, учитывает существующую практику письма.
Справочник предназначен для самого широкого круга читателей.

Русский язык : энциклопедия / под общей редакции А. М. Молдована. – 3 –е издание, переработанное и дополненное. – Москва : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2020. – 904 с.

Новое издание энциклопедии «Русский язык» продолжает традицию энциклопедического представления основных сведений об устройстве и особенностях функционирования русского языка в его современном состоянии и историческом развитии.

 В статьях освещены наиболее важные достижения в области русистики, при этом особое внимание уделяется происходящим изменениям в русском языке и появившимся новым направлениям в изучении русского языка. Энциклопедия подготовлена сотрудниками Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН при участии видных ученых — исследователей русского языка, работающих в других научных и учебных учреждениях России и за рубежом.

Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся русским языком, — прежде всего вузовским преподавателям русского языка, аспирантам и студентам филологических факультетов, начинающим исследователям, а также школьным учителям-словесникам.

Рут М. Э. Словарь астронимов : звездное небо по – русски / М. Э. Рут. – Москва : АСТ – ПРЕСС, 2010. – 288 с.

Астрономия — одна из самых древних наук: названия звезд и созвездий (астронимы) были известны еще с незапамятных времен. В этом словаре впервые собраны русские народные астронимы. Каждое название — свидетельство яркого, образного мышления наших предков. В словарь также включены и научные астронимы, являющиеся в большинстве своем переводами латинских названий или плодом творчества астрономов XVIII -XIX вв. Увлекательные очерки расскажут об истории возникновения и развития русской астрономии. Словарь предназначен как специалистам по русскому языку и истории России, так и всем интересующимся русской культурой.

Ушаков Д. Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. — 63 – е издание, стереотипное. – Москва : Просвещение, 2021, — 316.

«Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова знают все учившиеся в школе. И это не случайно: словарем пользуются уже более 70 лет. Ибо он не устаревает, отражая активные изменения в русской лексике и то новое, что принято правилами русской орфографии в данное время. Словарь включает около 15 ооо слов. В 43-е издание были внесены соответствующие уточнения и дополнения. Словарем легко пользоваться, он дает справку не только о правописании, но и об ударении, что очень важно для каждого говорящего по — русски.

Словарь – тезаурус синонимов русского языка : 600 ключевых понятий; около 7300 синонимических рядов; 40000 слов – синонимов / под общей редакцией Л. Г. Бабенко. – Москва : Издательство Словари XXI века, 2017. — 448 c.

Словарь-тезаурус синонимов русской речи (идеографический словарь синонимов) — принципиально новое лексикографическое издание. В нем впервые показано, сколько синонимических рядов (и какие именно) входит в ту или иную смысловую (идеографическую) группу, т. е. соотносится с общим для этих рядов понятием (например, с понятиями «радость», «любовь», «счастье», «периоды жизни человека».

В словаре описано более 7528 синонимических рядов, включающих более 40 000 слов (39 246 единиц описания). Синонимические ряды с учетом иерархии отображаемых понятий распределены по 16 семантическим сферам, 430 идеографическим группам и подгруппам. Алфавитный указатель слов, включенных в синонимические ряды, помогает быстро найти не только синонимы искомого слова, но и те синонимические ряды, которые соотносятся с найденным рядом по общему идеографическому признаку (понятию). 

Словарь адресован самому широкому кругу читателей: филологам, специалистам в области русского языка и общего языкознания, преподавателям русского языка как родного и как иностранного, журналистам, писателям, работникам СМИ, редакторам, а также всем, кто любит русский язык и стремится использовать его неисчерпаемые богатства.

Штудинер М. А. Словарь трудностей русского языка для работников СМИ : ударение, произношение, грамматические формы / М. А. Штудинер. – Москва : Издательство Словари XXI века, 2017. – 590 с.

Ударение, произношение, грамматические формы. Словарь трудностей содержит около 22 000 слов и словосочетаний, постановка ударения в которых часто вызывает затруднения. Это не только нарицательные слова, но и имена собственные, актуальные для современного информационного пространства, — географические названия, имена политиков, деятелей науки и культуры и т.д. В словаре приводятся акцентные и произносительные варианты, в одинаковой степени соответствующие литературной норме. Те, что рекомендуются работникам СМИ для эфира, выделены цветом.
Словарь рассчитан на активный диалог с читателем. После каждой буквы даются особые полосы для заметок читателя, куда можно вносить встретившиеся новые слова, чтобы не делать в них ошибок в ударении и произношении. В Приложении помещены статьи автора, рассказывающие о лингвистических проблемах, которые ему пришлось решать в процессе работы над книгой. Словарь адресован прежде всего радио и тележурналистам, а также самому широкому кругу читателей, стремящихся к совершенствованию своей устной речи

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Л. А. Ахременкова. – 19 — е издание. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с.

Эта книга продолжает серию пособий по русскому языку «К пятерке шаг за шагом…». С ней будет полезно работать всем учащимся, имеющим пробелы в знаниях по предмету.

 Работая по нетрадиционной методике, ученики гораздо быстрее усвоят и закрепят правила русской орфографии и пунктуации. На все задания в книге даны ответы для самопроверки.

Пособие может использоваться учащимися для самостоятельного овладения навыками грамотного письма; учителями — для занятий с отстающими учениками; родителями, если они хотят повысить успеваемость своих детей.

Альбеткова Р. И. Русская словесность. 9 класс : учебное пособие / Р. И. Альбеткова. — 4 –е издание, пересмотренное. – Москва : Дрофа, 2019. – 288 с.

Учебное пособие для g класса является частью комплекса пособий для 5-11 классов и соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Пособие знакомит школьников с тем, как нужно читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. В пособии подробно рассказано о разновидностях употребления языка, своеобразии языка художественной литературы, стилистической окраске слова, выразительных средствах языка, о том, как писатели преобразуют жизненные факторы в явление искусства слова, о единстве художественного содержания и его словесного выражения, о том, что такое художественный образ. Оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные иллюстрации помогут не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками литературной письменной и устной речи.

Горланова О. В. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к устной части : учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 3 – издание. – Москва : Просвещение, 2020. – 77 с.

Учебное пособие содержит упражнения для подготовки к устному высказыванию при сдаче ОГЭ по русскому языку: помогает выработать навыки выразительного чтения вслух, активизировать умения строить монологическое высказывание, вести условный диалог (интервью), а также готовить пересказ и создавать монологическое высказывание с элементами диалога. Пособие содержит образцы и модели ответов на экзамене.

Книга адресована педагогам, школьникам и их родителям для проверки / самопроверки достижений требований образовательного стандарта по русскому языку к уровню подготовки выпускников основной школы.

Железнова Е. В. Наглядный русский язык : новый справочник школьника с забавными рисунками на полях / Е. В. Железнова, С. Е. Колчина. – Москва : Эксмо, 2020. – 144 с.

Справочник содержит сведения по всем темам школьного курса русского языка. Весь теоретический материал систематизирован, сопровождается примерами, наглядными схемами и таблицами, а также рисунками на полях (дудлами), которые помогают лучше запомнить полученную информацию.

Пособие предназначено для школьников и учителей, а также для всех, кто интересуется вопросами русского языка.

Каськова И. А. Русский язык. Тематический контроль. 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Каськова. – Москва : Просвещение, 2021. – 111 с.

Пособие входит в состав переработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова и др., но может быть использовано и при работе по учебникам других авторов.

Книга включает тесты, тестовые комплексные задания по всем разделам русского языка, входящим в курс обучения пятиклассников, будет полезна для осуществления самоконтроля и самоподготовки учащихся, так как содержит ответы. Пособие может быть использовано учителем-словесником для текущей проверки знаний учеников, итогового контроля, а также в ходе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

Каськова И.А. Русский язык. Тематический контроль. 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Каськова. – Москва : Просвещение, 2021. – 95 с.

Пособие входит в состав переработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., но может быть использовано и при работе по учебникам других авторов.

Книга содержит тесты, тестовые комплексные задания и ответы к ним. Пособие адресовано учащимся для осуществления ими самоподготовки и самоконтроля, а также учителям-словесникам для измерения учебных достижений шестиклассников в широком диапазоне их знаний, умений и навыков.

Каськова И. А. Русский язык. Тематический контроль. 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Каськова. – Москва : Просвещение, 2021. – 112 с.

Пособие входит в состав переработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., но может быть использовано и при работе по учебникам других авторов.

Книга содержит тесты, тестовые комплексные задания и ответы к ним. Пособие адресовано обучающимся средней возрастной группы для осуществления ими самоподготовки и самоконтроля, а также учителям-словесникам для измерения учебных достижений семиклассников в широком диапазоне их знаний, умений и навыков.

Кронгауз М. Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 1 : о корнях и не только / М. Кронгауз, Е. Арутюнова, Б. Панов. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2019. – 166 с.

Книга «Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 1» совсем не похожа на обычные школьные учебники. Перед вами пособие, которое охватывает программу по орфографии для 5–6 классов, но при этом читается как увлекательная книга — с первой главы до последней! А все потому, что «Неучебник» очень веселый и понятный, а главное, полезный. Автор книги — лингвист, заведующий кафедрой русского языка РГГУ Максим Кронгауз, который и придумал идею нешкольного разговора на школьные темы.

Каждая глава «Неучебника» посвящена одной орфографической проблеме, а открывает разговор о том или ином правиле уморительно смешной текст Артура Гиваргизова. Ребенок узнает, почему возникают правила и исключения из них, научится правильно писать — и все это без зубрежки, легко и весело. Что и говорить, «Неучебник» будет интересно почитать и взрослым — освежить школьные знания, а заодно и посмеяться. Несмотря на свою простоту и юмор, «Неучебник» — это полноценный сборник правил и упражнений, освоив которые школьник сможет уверенно писать без орфографических ошибок. В конце книги вы найдете орфографический словарик и ключи к упражнениям.

В первую часть «Неучебника» по орфографии вошли главы, связанные с правописанием корня: непроизносимые согласные, непроверяемые и чередующиеся гласные и многое другое.

Кронгауз М. Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 2 : о приставках, суффиксах, окончаниях и не только / М. Кронгауз, Е. Арутюнова, Б. Панов. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2019. – 120 с.

Книга «Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 2» — это вторая часть курса, совсем не похожего на обычные школьные учебники. «Неучебник» посвящен изучению правописания приставок, суффиксов и окончаний, но при этом читается как увлекательная книга — с первой главы до последней! А все потому, что сборник очень веселый и понятный, а главное, полезный. Автор книги — лингвист, заведующий кафедрой русского языка РГГУ Максим Кронгауз, который и придумал идею нешкольного разговора на школьные темы.

Каждая глава «Неучебника» посвящена одной орфографической проблеме, а открывает разговор о том или ином правиле уморительно смешной текст Артура Гиваргизова. Ребенок узнает, почему возникают правила и исключения из них, научится правильно писать — и все это без зубрежки, легко и весело. Что и говорить, «Неучебник» будет интересно почитать и взрослым — освежить школьные знания, а заодно и посмеяться. Несмотря на свою простоту и юмор, «Неучебник» — это полноценный сборник правил и упражнений, освоив которые школьник сможет уверенно писать без орфографических ошибок. В конце книги вы найдете орфографический словарик и ключи к упражнениям.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ. Задания для самоподготовки с комментированными ответами : учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. Г. Нарушевич. – 2-е издание. – Москва : Просвещение, 2019. – 160 с.

Пособие адресовано учащимся. Содержит необходимый для повторения теоретический материал, задания в формате ЕГЭ (с учетом демоверсии 2019 года) и ответы с подробным объяснением сложных случаев и типичных ошибок учащихся.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Трудные задания ЕГЭ : пишем  сочинение : учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. Г. Нарушевич, О. М. Александрова. И. Н. Добротина. – Москва : Просвещение, 2020. – 112 с.

Учебное пособие «Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение» адресовано выпускникам школ, планирующим получить высокий балл на экзамене. В пособии приведены требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, дан подробный план действий и приемы работы с текстом в процессе написания сочинения. Для большей наглядности приведены схемы и таблицы, которые помогут учащимся разобраться во многих сложных вопросах и самостоятельно поработать с интересными текстами, потренироваться в написании сочинений.

В разделе «Готовые сочинения» можно познакомиться с вариантами сочинений по всем текстам, приведенным в пособии, а также со списком типичных проблем текстов ЕГЭ разных лет, типовыми конструкциями (клише) для написания сочинения.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Трудные задания ОГЭ : итоговое собеседование : учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. Г. Нарушевич, Н. М Смерчинская. – Москва : Просвещение, 2020. – 94 с.

Учебное пособие позволяет подготовиться к выполнению всех заданий устного собеседования по русскому языку, проверяющих сформированность коммуникативных умений и навыков выпускников основной школы (выразительность чтения, пересказ текста, монологическое высказывание, диалогическое взаимодействие). Тренировочные варианты по содержанию и структуре соответствуют заданиям демонстрационного варианта устного собеседования по русскому языку, разработанным ФИПИ.

Пособие может быть использовано при работе по любому учебнику «Русский язык», включенному в Федеральный перечень учебников. Для учащихся 9 классов, учителей русского языка общеобразовательных организаций, родителей.

Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах : сборник задач / Б. Ю. Норман. – Москва : Флинта, 2020. – 382 с.

Книга включает в себя 910 занимательных задач по русскому языку и ответы к ним, а также терминологический словарик и библиографию. Все задачи разбиты на четыре тематических раздела, что поможет читателю быстрее сориентироваться в содержании. Основой для задач послужили цитаты из русской литературы, рекламные слоганы, тексты песен, факты живой разговорной речи, афоризмы, пословицы и поговорки.

Для учащихся старших классов, студентов, учителей-словесников, тех, кто интересуется русским языком и языкознанием. Сборник может использоваться также при проведении лингвистических олимпиад, конкурсов и викторин, для внеаудиторной и внеклассной работы, для интеллектуального тестирования и самообразования.

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Справочник : 1-4 классы / Т. Г. Рамзаева. – 19 издание, стереотипное. – Москва : Дрофа, 2020. – 155 с.

Пособие содержит систематизированный справочный материал по русскому языку и речеведению в соответствии с авторской рабочей программой и учебниками, рекомендованными Министерством просвещения Российской Федерации и включенными в Федеральный перечень. Справочник адресован учителям начальной школы, а также родителям для занятий с детьми дома. Может быть полезен студентам факультетов начального образования педагогических университетов и колледжей.

Розенталь Д. Э. Русский язык в упражнениях : для школьников старших классов и поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. — Москва : Издательство АСТ : Мир и Образование, 2020. – 656 с.

 Пособие содержит упражнения по всем основным разделам школьного курса русского языка. Значительная часть упражнений снабжена ответами. Теоретические сведения представлены в виде справочного материала по каждой теме. В конце каждого раздела приведены текстовые диктанты обобщающего характера.

Книга поможет учащимся систематизировать и углубить знания при подготовке к письменным и устным экзаменам по русскому языку.

Пособие предназначено для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Я люблю русский язык! : простое объяснение самых нужных правил для тех, кто хочет писать и говорить грамотно / составители Н. В. Ефремова, О. В. Судакова, А. В. Черных. – Москва : АСТ,2020. – 160 с.             

В русском языке насчитывается более 400 правил! Можно ли обычному человеку научиться грамотно писать и говорить, не становясь при этом филологом? Можно. Начните с малого — с этой книги.

Здесь собраны правила на самые распространенные ошибки, с которыми все мы сталкиваемся каждый день, общаясь друг с другом.

Что поможет вам осмыслить эти правила и запомнить их:

 — понятные красочные схемы,

 — ироничные примеры из реальной жизни,

— занимательные факты о русском языке.  

Эта книга станет полезным подарком как школьникам (5-11 классов), так и взрослым, которые уважают и ценят родной язык и культуру своей страны.

Бурлак С. Происхождение языка : факты, исследования, гипотезы / Светлана Бурлак. – 2 — е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Альпина нон – фикшн, 2020. – 610 с.

Исследование вопроса о происхождении человеческого языка, или глоттогенеза, похоже на детектив: слишком много версий и улики-доказательства приходится собирать по крупицам. Причем крупицы эти — из разных наук.

Тут вам и антропология: у какого вида Homo сформировалась коммуникативная система, максимально близкая к современным человеческим языкам? И нейрофизиология: какие зоны нашего мозга «умеют» говорить? И археология: что могут сказать о процессе коммуникации орудия труда, ритуальные практики и наскальные рисунки? И генетика: как и какие гены передавали друг другу древние Homo, чтобы в итоге заговорить?

Ну и конечно, исследование глоттогенеза немыслимо без учета достижений лингвистики: как сформировалась и работает грамматика и как мы ее усваиваем, когда учим родной и иностранный языки? Но главное — был ли человеческий язык изначально един, или же в разных концах планеты независимо друг от друга возникло несколько праязыков?

В этой книге лингвист, доктор филологических наук Светлана Бурлак собрала, обобщила и изложила простым языком данные всех этих наук и выдвинула свою гипотезу происхождения языка.

Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. – Москва : АСТ : CORPUS, 2019. – 512 с.

Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним. Кто из нас не использует новые слова и кто в то же время не морщится, замечая их в речи собеседника? Заимствования, жаргонизмы, брань — без чего уже не обойтись — бесят нас и, главное, дают повод для постоянного брюзжания. Кто не любит порассуждать о порче языка, а после сытного обеда и о гибели?

Профессор К., претерпев простительное в наше время раздвоение личности и попеременно занимая позицию то раздраженного обывателя, то хладнокровного лингвиста, энергично вступает в разговор. Читать его следует спокойно, сдерживая эмоции. Прочтя, решительно отбросить книгу и ответить на главный вопрос. Кто же — русский язык или мы сами — находится на грани нервного срыва?

Норман Б. Ю. Игра на гранях языка / Б. Ю. Норман. — 5 –е издание, стереотипное. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 344 с.

Книга Б. Ю. Нормана, известного лингвиста, рассказывает о том, что язык служит не только для человеческого общения, передачи информации, самовыражения личности, но и для много другого: он развлекает, смешит, удивляет, восхищает… Речь идет о всевозможных разновидностях языковой игры, понимаемой максимально широко. Творцом здесь оказывается обычный человек, а объектом наблюдения и размышления — словесные шутки, анекдоты, каламбуры, массовое поэтическое творчество и т. п., вплоть до речевого кривляния и балагурства. В книге приводится также богатый материал из русской художественной литературы и фольклора, в том числе современного. Завершает книгу юмористический «Этимологический словарь», удостоенный в свое время премии 16-й страницы «Литературной газеты» и вызвавший целую лавину подражаний. Это на сегодняшний день наиболее полный (более 2000 слов) перечень шутливых словотолкований, у которых, как оказывается, есть и вполне серьезный научный аспект.

 Книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию, прежде всего студентов, школьников старших классов, всех ценителей юмора и любителей русского языка.

Северская О. И. Эффективная бизнес – коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей / О. И. Северская, Л. В. Селезнева. – Москва : Эксмо, 2019. – 412 с.

Это НЕЗАМЕНИМАЯ книга для тех, кто хочет добиться успеха в деловых контактах и всегда быть в тренде. Первая часть книги посвящена устной деловой речи — умению слушать собеседника, задавать вопросы и выражать свои мысли в зависимости от ситуации, жанра речи и характеров говорящих, полемическим приемам и способам гасить агрессию, принципам ведения переговоров, интервью, презентаций, а также скриптам, телефонным разговорам, речам и докладам и самопрезентации в стиле «твит».

Вторая часть — это руководство по деловой переписке. В нем — ключи в форме и содержанию писем, правила этикета переписки — деловой и «по делу», официальной и среди «своих», «по горизонтали» и «по вертикали», внешней и внутренней, с отечественными и зарубежными партнерами, советы по выбору стиля письма, нормы вежливости — от обращения до прощания, способы борьбы с канцеляритом, многословием и двусмысленностью и многое другое.

В третьей части — очерки об «ошибкоопасных» и модных словах, не всегда используемых по делу.

Бонус — «SmaLL talks по-русски: стандартные решения для типичных ситуаций». Не секрет, что автоматические реакции в устно-письменную эпоху если не исчезли, то порядком притупились.

Сто текстов о языке : в 2 книгах : сборник научно – популярных статей : книга 1 / редактор – составитель Е. Тупицына. – Москва : ИД «Городец», 2021. – 272 с.

В первой книге «Сто текстов о языке» эксперты Тотального диктанта, друзья акции и авторы научно-популярной редакции проекта рассказывают о прошлом языка, его настоящем и будущем, об актуальных процессах в современной русской графике, о вопросах цифрового этикета и деловой переписки, а также о взаимодействии языка и технологий и о тех изменениях, которые произошли или только произойдут в языковой системе. Серия «Русский язык 18+» — это книги для тех, кто понимает, что изучение русского языка не заканчивается с получением аттестата, а грамотность — ключевая компетенция человека в современном обществе. Знания о языке, как, впрочем, и любые другие, можно и нужно совершенствовать всю жизнь. Команда Тотального диктанта помогает делать это эффективно и увлекательно.

Тотальные истории : о том, как живут и говорят по – русски. – Москва : Эксмо, 2019. – 352 с.

Что лучше — московский «файл» или новосибирская «мультифора»? Откуда взялась вологодская «слюдяшка»? Почему читинское привидение, безумная Катерина, по ночам отрезает красоткам волосы? Что делали японские стахановцы на бурятской реке Хохотуй? Проехав тринадцать тысяч километров от Владивостока до Таллина, дружная команда писателей, филологов, журналистов и лингвистов собрала самые невероятные истории и легенды Дальнего Востока, Сибири, Урала и Центральной России.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем отличаются чигири от очкуров и зачем ехать в Сочи через Могочу.

Фуфаева И. Как называются женщины : феминитивы : история, устройство, конкуренция / Ирина Фуфаева. — Москва : Издательство АСТ, 2020. – 304 с. В книге «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» лингвист из РГГУ Ирина Фуфаева отвечает на множество вопросов о феминитивах. В том числе — вопросов еще не заданных. Здесь нет «за» или «против». Здесь — о русском словообразовании, о его парадоксах и логике, о безостановочной работе языка. Удивительным образом долгая история обозначения женщин оборачивается захватывающим чтением о сокровищнице женских суффиксов, о тайных механизмах их рождения и выбора. И, главное, приводит к понимаю — почему никакая Академия наук и никакой указ не заставят людей говорить так или иначе.

Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной / редактор – составитель С. Друговейко – Долгожанская. – Москва : Эксмо, 2019. – 288 с.

Эта хрестоматия собрала под одной обложкой авторов Тотального диктанта за последние g лет. Для нас важно, что проекту удается не только мотивировать сотни тысяч людей на повторение правил русского языка, но и знакомить их с хорошей современной русской литературой.

Книга откроет для вас авторов Тотального диктанта и их тексты, написанные специально для акции, а также поможет чуть больше узнать о проекте. А продолжение обязательно следует, ведь впереди еще много диктантов, а в российском литературном пространстве много талантливых писателей.  Рассказы и эссе, написанные специально для Тотального диктанта, от таких авторов, как: Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Андрей Усачев, Леонид Юзефович, Гузель Яхина.

Шанский Н. М. Лингвистические детективы. Книга 1 : увлекательные рассказы из жизни слов / Н. М. Шанский. – 4 – е издание, исправленное. – Москва : Эксмо, 2020. – 288 с.

Перед вами знаменитые лингвистические детективы выдающегося лингвиста академика Николая Максимовича Шанского. Загадочные приключения, запутанные случаи, приключения слов, выражений, оборотов, помогут разобраться в многочисленных сложных вопросах лексики, фразеологии, словообразования, правописания русского языка. Вас ждут разборы слов, контрольные вопросы и задания.

Эверетт Д. Как начинался язык : история величайшего изобретения / Даниел Эверетт ; перевод с английского М. Исакова. – Москва : Альпина нон – фикшн, 2019. – 424 с.

«Как начинался язык» предлагает читателю оригинальную, развернутую историю языка как человеческого изобретения — от возникновения нашего вида до появления более 7000 современных языков. Автор оспаривает популярную теорию Ноама Хомского о врожденном языковом инстинкте у представителей нашего вида. По мнению Эверетта, исторически речь развивалась постепенно в процессе коммуникации. Книга рассказывает о языке с позиции междисциплинарного подхода, с одной стороны, уделяя большое внимание взаимовлиянию языка и культуры, а с другой — особенностям мозга, позволившим человеку заговорить.

Хотя охотники за окаменелостями и лингвисты приблизили нас к пониманию, как появился язык, открытия Эверетта перевернули современный лингвистический мир, прогремев далеко за пределами академических кругов. Проводя полевые исследования в амазонских тропических лесах, он наткнулся на древний язык племени охотников-собирателей. Оспаривая традиционные теории происхождения языка, Эверетт пришел к выводу что язык не был особенностью нашего вида. Для того чтобы в этом разобраться, необходим широкий междисциплинарный подход, учитывающий как культурный контекст, так и особенности нашей биологии. В этой книге рассказывается, что мы знаем, что надеемся узнать и чего так никогда и не узнаем о том, как люди пришли от простейшей коммуникации к языку

Аромштам М. Злючка – Колючка и городок Невеличка. Правописание ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ / Марина Аромштам. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2018. – 64 с.

Нескучные уроки орфографии с Мариной Аромштам — серия учебных пособий, которая поможет вашему ребенку

• освоить ключевые правила русской орфографии;

• научиться грамотно писать;

• понять, что учиться интересно.

Учимся писать без ошибок ЧК, ЧН, НЧ, ЩН. Читайте как сборник увлекательных сказок, выполняйте веселые упражнения и становитесь экспертами по русской орфографии!   

Аромштам М. Как несчастный Лошаденок стал счастливым. Правописание непроизносимых согласных в корне слова / Марина Аромштам. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2018. – 64 с.

Нескучные уроки орфографии с Мариной Аромштам — серия учебных пособий, которая поможет вашему ребенку

• освоить ключевые правила русской орфографии;

• научиться грамотно писать;

• понять, что учиться интересно.

Учимся писать непроизносимые согласные в корне слова. Читайте как сборник увлекательных сказок, выполняйте веселые упражнения и становитесь экспертами по русской орфографии!             

Аромштам М. Как дворняжка себе имя искала : правописание парных согласных в корне слова / Марина Аромштам. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2018. – 48 с.

Нескучные уроки орфографии с Мариной Аромштам — серия учебных пособий, которая поможет вашему ребенку

• освоить ключевые правила русской орфографии;

• научиться грамотно писать;

• понять, что учиться интересно.

Учимся писать без ошибок парные согласные в корне слова. Читайте как сборник увлекательных сказок, выполняйте веселые упражнения и становитесь экспертами по русской орфографии!

Аромштам М. Три пальца звезды Альгораб : употребление Ь для смягчения предшествующего согласного / Марина Аромштам. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2018. – 80 с.

Каждая орфограмма так интересно обыгрывается, что не запомнить ее нельзя. В книжке есть волшебная сказка – сложное правило представлено в ней так ярко, что не запомнить правильное написание просто невозможно. Дети читают смешные волшебные истории, играя, выполняют упражнения – а правила усваиваются, грамотность растет, оценки улучшаются.

Аромштам М. «Я тебя съем». История, от которой съеживаешься в комочек : употребление разделительного Ъ / Марина Аромштам. – Москва : Клевер – Медиа – Групп, 2018. – 48 с.

 Нескучные уроки орфографии с Мариной Аромштам — серия учебных пособий, которая поможет вашему ребенку

 • освоить ключевые правила русской орфографии;

• научиться грамотно писать;

• понять, что учиться интересно. Учимся писать без ошибок разделительный Ъ. Читайте как сборник увлекательных сказок, выполняйте веселые упражнения и становитесь экспертами по русской орфографии!    

Беловицкая А. Русский с енотами – полиглотами / Анна Беловицкая. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 160 с.

Хочется писать грамотно, но нет времени и желания перечитывать учебники? С забавными енотами-полиглотами правила превращаются в увлекательные приключения, время на которые появляется из ниоткуда как по волшебству!

Анна Беловицкая, педагог и иллюстратор, автор проекта «Русский язык в котах» и серии книг «Грамотные коты», представляет не менее грамотных енотов, которые помогут легко и весело вспомнить позабытые правила русского языка.

Беловицкая А. Русский язык в КОТАХ / Анна Беловицкая, Н. Кот. – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 128 с.

 Пользователям Интернета давно знаком «Русский язык в котах» — серия простых картинок, посвященных правилам русского языка. Забавные коты и один лев уже несколько лет помогают писать грамотно и указывать на ошибки, не обижая собеседника. Педагог по образованию и художник по складу души, Анна Беловицкая (dalwen) нарисовала уже более ста «котошпаргалок», ориентируясь на образное мышление и ассоциативные связи. Особое внимание она уделяет тем случаям, когда ошибка может изменить смысл высказывания. Под одной обложкой вы найдете не только знаменитых котов, но и подробный разбор каждого случая. Скучные правила и длинные формулировки уступили место понятным объяснениям и веселым примерам. Второе издание — старые герои, новый удобный формат!

Приглашаем всех желающих посетить Центр грамотности!